Государственная поддержка развития бизнеса на Алтае
 
Инвестиции В коттеджные поселки и минигостиницыИнвестиции
В коттеджные
поселки и
минигостиницы
Инвестиции в турбазы и санаторииИнвестиции
в турбазы и
санатории
Услуги подготовки земельных участков для инвесторов Услуги подготовки
земельных участков
для инвесторов


Инвестиции в Алтай



Государственная поддержка развития бизнеса на Алтае

1. Государственная поддержка

В последние пять лет развитие туристической отрасли стало объектом внимания правительства РФ. Принятые в 2006 году изменения в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", предусматривающие выделение особых экономических зон туристско-рекреационного типа, стали существенным стимулом развития туризма. Минэкономразвития приняло решение о создании на территории России семи туристско-рекреационных ОЭЗ: в Иркутской области будет развиваться преимущественно деловой туризм, в Бурятии - горнолыжный и экологический, в Алтайском крае - водный, лыжный, рекреационный и спелеотуризм, в Республике Алтай - горнолыжный и оздоровительный. В Краснодарском крае и Калининградской области будет развиваться лыжный и пляжный туризм на морском побережье, а в Ставропольском крае - рекреационный с бальнеологическим направлением. Ряд проектов будет реализован в рамках общей концепции развития географически близких территорий. Это, в частности, относится к развитию туристско-рекреационного потенциала озера Байкал (Иркутская область и Бурятия) и Алтая (Алтайский край и республика Алтай). Планировалось, что развитие туристско-рекреационных зон позволит в период до 2016 г. увеличить число туристов в России с 3 млн. человек в год до 9,7 млн. человек.

В августе 2011 г. Правительство России утвердило федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)". В рамках программы будут созданы туристские кластеры в перспективных регионах страны, получат развитие наиболее популярные виды туризма – пляжный, культурно-познавательный, оздоровительный, автотуризм, круизный, яхтенный, горнолыжный и другие виды активного отдыха.

Программа будет реализована в период с 2011 по 2018 годы с общим объемом финансирования 332 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета будет выделено 96 млрд. рублей, из региональных – 25 млрд. рублей. Для создания объектов туристской инфраструктуры будет привлечено 211 млрд рублей частных инвестиций. Совокупный финансовый результат от реализации ФЦП к 2018 году должен составить 980 млрд. рублей. После реализации мероприятий ФЦП к 2018 году внутренний турпоток должен вырасти до 46,2 млн. человек, или на 37,2% по отношению к показателю 2011 года.  Глава Ростуризма Александр Радьков сообщил, что 2 млрд рублей в рамках ФЦП будут выделены на продвижение российского турпродукта в России и за рубежом. В рамках продвижения российского турпродукта Ростуризм в декабре провел семь конференций в российских регионах - в Сочи, Белокурихе, Костроме, Якутске, Вологде, Уфе и Астрахани.

Программа рассматривает Республику Алтай и Алтайский край в качестве регионов Сибири, обладающих наиболее богатым туристско-рекреационным потенциалом. Развитие туризма в этих регионах входит в список основных стратегических приоритетов социально-экономического развития указанных территорий, обеспечивающих удовлетворение потребностей граждан в отдыхе и рекреации. В перспективе поток туристов в указанных регионах составит около 2 млн. туристов в год.

Государственная поддержка развития бизнеса на Алтае Государственная поддержка развития бизнеса на Алтае

2.  Республиканская поддержка

В Республике Алтай принята и активно исполняется республиканская целевая программа «Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Алтай на 2011-2016 годы".

Программа предусматривает комплекс мер направленных на ускоренное развитие сферы туризма, в первую очередь за счет развития туристической инфраструктуры, организации эффективного взаимодействия субъектов хозяйствования, местных и федеральных органов власти, а также продвижения на рынке туристического бренда Горного Алтая.

Реализация проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа позволит:

  • сформировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;
  • развить до международного уровня туристическую отрасль;
  • создать основу для долговременного стратегического развития республики;
  • увеличить объем перевозимых через республику грузов, открыть междугородние и международные рейсы;
  • привлечь дополнительные денежные потоки в республику;
  • перераспределить туристические потоки во времени на зимний период и межсезонье для уменьшения влияния фактора сезонности туристической деятельности;
  • привлечь благодаря льготному налоговому, инвестиционному режиму российских и иностранных инвестиций и новых технологий;
  • расширить и укрепить внешнеэкономические связи Республики Алтай и других регионов Сибирского федерального округа с иностранными государствами;
  • создать условия для кардинального улучшения туристско-рекреационной инфраструктуры республики;
  • повысить эффективность использования транспортного потенциала и трудовых ресурсов Республики Алтай;
  • расширить за счет создания новых хозяйственных объектов налогооблагаемую базу, увеличить объем валютных и рублевых поступлений в федеральный, республиканский и местный бюджеты.

3.  Государственно-частное партнерство

Одним из актуальных понятий последних лет, возникших вследствие усложнения экономических отношений и все шире входящих в научный оборот, стало понятие кластера как особой формы территориальной организации (самоорганизации) производства в условиях рыночной экономики.  Одной из ключевых особенностей такого механизма является то, что кластеры образуются и функционируют на принципах государственно-частного партнерства.

В последние годы в Российской Федерации стало уделяться существенное внимание подобной форме взаимодействия частного бизнеса и государства, в особенности в сфере туризма. В рамках разработки и реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», исходя из перечня отобранных на конкурсной основе регионов, проводится апробация механизмов создания инвестиционных площадок с целью привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства. В указанный перечень включены Ярославская, Ивановская, Рязанская, Ростовская и Псковская области, а также Алтайский край.

В целях нормативного урегулирования возникающих вопросов, были приняты изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования в сфере создания и развития туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ), входящих в туристический кластер. Так, установлено, что решением Правительства РФ особые экономические зоны одного или нескольких типов могут быть объединены в кластер, управляемый одной управляющей компанией. Туристско-рекреационные ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения. Особая экономическая зона создаётся на 49 лет, срок её существования продлению не подлежит.

Первым таким туристическим кластером стало создание туристического кластера на Северном Кавказе. В соответствии с утвержденной Правительством программе, в срок до 2020 года будут построены пять новых горнолыжных курортов, общей стоимостью более 450 миллиардов рублей, причем абсолютное большинство из этих средств, будет привлечено от институциональных и частных инвесторов. Фактическое развитие проекта подтверждает эффективность создания подобных кластеров – запланированные инвестиции были фактически подтверждены менее чем за один год.

По мнению инициатора проекта, на территории Горного Алтая (юг Алтайского Края и Республика Алтай) имеются все предпосылки для развития туристического кластера, ориентированного на экологический оздоровительный туризм. Соединение преимуществ развитого лечебного курорта в г. Белокурихи с туристическим потенциалом Республики Алтай на основе взаимного дополнения, позволит сформировать значимый в международном масштабе туристический регион.
Планирующаяся к строительству сеть парков отелей может рассматриваться как "предтеча" такого оздоровительно-экологического кластера.

Экономические аспекты

По данным Госкомстата РФ в 2010-2011 году восстановился рост ВВП, его за 2011 г. прирост составил 4,3%. При этом, согласно предварительным данным, индекс роста обрабатывающих производств составил 6,1%, а рынок платных услуг увеличился на 2,6%.

Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал в РФ

Показатель

Индекс ВВП по годам, %

2007

2008

2009

2010

2011

Валовой внутренний продукт,
  в т.ч.

108,5

105,2

92,2

104,3

104,3

Обрабатывающие  производства

107,5

97,9

85,4

108,3

106,1

Строительство

113,0

111,1

85,3

103,2

104,8

Гостиницы и рестораны

113,6

110,1

85,1

102,6

104,8

Операции с недвижимостью, аренда и оказание услуг

120,8

110,9

95,5

105,7

102,6

Инвестиции в основной капитал

122,7

109,9

84,3

106,0

~104.8

Важнейшей чертой последних лет в динамике ВВП является то, что начиная с 2003 года рост производства платных услуг в реальном выражении опережал общий рост ВВП. Указанная тенденция сохранялась до 2011 г., когда рост составил меньше, чем общероссийский – 2,6%. В целом такая тенденция говорит об опережающем росте спроса на различные услуги.

Благоприятным фактором является восстановление темпов увеличения инвестиций в основной капитал, которые последние годы увеличивались быстрее, чем происходил прирост ВВП. По результатам 2011 года рост составит около 4,8%, таким образом, бизнес в целом готов осуществлять инвестиции и не ожидает существенного ухудшения экономической ситуации в краткосрочной перспективе.

Инфляция в России, по данным Госкомстата, составила в 2011 г. 6,1%, что на 2,7% несколько ниже, чем в 2010 г. (8,8%).

Инфляция

Показатель

Индекс потребительских цен по годам, %

2007

2008

2009

2010

2011

Потребительских цен

111,9

113,3

108,8

108,8

106,1

Цен производителей промышленной продукции

125,1

93,0

113,9

116,7

112,0

Платные услуги населению

113,3

115,9

111,6

108,1

108,3

Таким образом, на протяжении последних пяти лет наблюдается замедление и стабилизация темпов инфляции, что является благоприятным фактором для развития российской экономики.

Показательно, что в течение всего рассматриваемого периода индекс цен платных услуг населению неизменно оказывается выше общего индекса потребительских цен. Важнейший вклад в это вносит увеличение цен на ЖКХ, однако, неизменно имеет место рост цен на такие виды услуг, как организация культуры, санаторно-оздоровительные и спортивные услуги значительно превышают общий рост цен. Данные факт также свидетельствует об опережающем спросе населения на различные услуги.

В 2012 году рост реальных располагаемых доходов населения сохранился, хотя его значение было самым низким за последние годы - по предварительным данным рост составил лишь 0,6%, несмотря на то, что реальная начисленная заработная платы выросла на 3 %.

Динамика доходов населения

Показатель

Данные по годам

2007

2008

2009

2010

2011

Среднедушевые денежные доходы в мес., руб.

12 603

14 948

17 009

18 881

20 712

Реальные располагаемые денежные доходы, индекс

102,1

102,4

103,1

105,1

100,8

Среднемесячная номинальная заработная плата, руб.

13 593

17 290

18 638

20 973

23 532

Реальная начисленная заработная плата, индекс

113,3

102

102

105,2

103,5

Сохранение реальных располагаемых доходов населения позволило удержать средние показатели благосостояния населения. Так соотношение величины среднедушевого денежного дохода к величине прожиточного минимума осталось на уровне до 3,33 раз. При этом в последние годы сохраняется тенденция сокращения дифференциации доходов – соотношение доходов населения с наибольшими доходами к населению с наименьшими доходами сократилось до 16,0 раз. В то же время доля населения, живущего за чертой официальной бедности, в 2011 году увеличилось примерно на 0,4 %.

Динамика платежеспособности населения

Показатель

Данные по годам

2007

2008

2009

2010

2011

Величина прожиточного минимума, руб.

 3 847

4 593

5 153

5 688

~6 300

Среднедушевые денежные доходы/прожиточный минимум,%

327,6

325,3

326,8

330

~330

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

13,3

13,4

13,0

12,6

~13,0

Коэффициент дифференциации доходов, в разах

16,8

16,8

16,7

16,5

~16,0

Благоприятной чертой 2011 года стало восстановление склонности население к расходам на покупку товаров и услуг с 69,9% до 76,1%, при сокращении доли сбережений, с 14,6% до 6,8%. При подтверждении данной тенденции можно будет говорить о том, что уверенность в завтрашнем дне, а следовательно, склонность к потреблению у населения возрастает. В такой ситуации спрос на услуги в сегментах развлечений, в частности, активного отдыха может возрастать опережающими темпами. Кроме того, второй год подряд на руках у населения остается часть полученных денежных средств в размере 1,9-2%.

Динамика структуры расходов населения

Показатель

Доли по годам, %

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные расходы и сбережения, в т.ч.:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Покупка товаров и оплата услуг

69,6

74,1

69,8

69,9

76,1

Обязательные платежи и взносы

11,8

12,3

10,5

9,8

10,4

Сбережения

9,6

5,3

13,9

14,6

6,8

Покупка валюты

5,2

7,9

5,4

3,7

4,8

Прирост (+), уменьшение (-) денег на руках у населения

3,8

0,4

0,4

2,0

1,9

Из состава расходов на оплату товаров и услуг следует отдельно выделить расходы на услуги, близкие к сектору деятельности по настоящему бизнес-плану. Как следует из этих данных, в последние годы доля расходов на оплату путевок в санатории и отдых, туризм и медицинские услуги оставалась на стабильном уровне – 1,3% от осуществленных расходов. Также об увеличении потенциального спроса говорит прирост вкладов населения в Сбербанке и в коммерческих банках, а также общее превышение доходов над расходами в размере 2% от величины доходов.

Динамика расходов на отдых, оздоровление иные связанные показатели

Показатель

Доли по годам, %

2007

2008

2009

2010

2011

Расходы на путевки в санатории и  отдыха, туризм и медицинские услуги

1,3

1,3

1,3

1,2

н/д

Расходы на кино, театры и другие зрелища

0,4

0,4

0,4

0,4

н/д

Прирост (уменьшение) вкладов в СБ РФ

2,5

0,5

2,0

3,3

н/д

Прирост (уменьшение) вкладов в КБ

2,4

-1,1

2,1

4,2

н/д

Расходы на покупку недвижимости

3,9

4,7

2,9

3,4

н/д

Превышение доходов над расходами

3,8

0,3

0,4

2,0

н/д

Социальные аспекты

Демографические изменения

По оценкам Госкомстата РФ численность населения РФ на 1 декабря 2011 г. составляла 142,9 млн. чел. и с начала года уменьшилась на 33,3 тыс. человек, или на 0,02%. Уточненная оценка численности на 1 января 2012 г. показала уже увеличение численности населения до 143,03 млн. чел.

Естественная убыль населения в январе-ноябре 2011г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 97,0 тыс. человек. Миграционный прирост на 74,3% компенсировал численные потери населения. Естественный прирост населения зафиксирован в 28 субъектах РФ (в 2010 г. – в 24 субъектах).

В январе-ноябре 2011г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 36 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 77 субъектах).  В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся осталось на том же уровне, что и в январе-ноябре 2010г. - 1,1 раза, в 17 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-1,9 раза. Увеличение числа родившихся составило 2,6 тыс. чел., уменьшение числа умерших - 94,4 тыс. чел.

Миграционный прирост населения России снизился на 48,7 тысяч человек, или на 33,6%, что произошло в результате уменьшившегося числа прибывших в РФ на 49,4 тыс. человек, или на 28,0%. Наряду с этим отмечено уменьшение числа выбывших за пределы России на 0,7 тыс.человек, или на 2,3%.

Структура численности и состава населения России по полу и возрасту характеризуется следующей диаграммой.

Государственная поддержка развития бизнеса на Алтае

В соответствии с прогнозами Госкомстата РФ (по среднему сценарию) к 2030 году население РФ составит 139,4 млн. чел. При этом произойдет существенное увеличение среднего возраста населения. В то же время, в последние 5 лет динамика численности неизменно превышала прогнозы Госкомстата, с учетом чего можно предположить, что с наибольшей вероятностью в ближайшие 20 лет численность населения будет сохраняться примерно на текущем уровне.

Кроме того, достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Так, наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18—30 лет. Однако общая туристская подвижность людей достигает пика в 30—50 лет. Исследования показывают, что неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.

К группе демографических факторов относится также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок. Самый высокий уровень урбанизации в странах Северной Америки (77 %) и Европы (71 %), которые и являются основными «поставщиками» туристов. В пределах одной страны степень туристской активности в городах значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристские поездки. Это объясняется прежде всего потребностью в отдыхе (связанном со сменой обстановки), вызванной перегрузками и нервным напряжением. К тому же на решение горожанина о совершении поездки с познавательными целями оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения.

Таким образом анализ демографические изменения позволяет сделать следующие важнейшие прогнозы на ближайшие 10 лет:

  • к концу периода существенно, на 40-50% сократится доля возрастной группы населения от 20 до 30 лет.
  • заметно, на 30-35% увеличится группа населения в возрасте 35-45 лет.
  • существенно, до 2-х раз, увеличится группа населения предпенсионного и ранеепенсионного возраста.
  • усиление урбанизации и изменение в семейных стереотипах будет усиливать общий объем туристических потоков.

 

Инвестиции в гостиничный бизнесс

Инвестиции в землю и строительство коттеджных поселков

Инвестиции в туризм и строительство турбаз на Горном Алтае

Карта Алтая

Карта Алтая

 
Инвестиции в строительство коттеджного поселка "Заречье"
 
+7-923-1-923-923
г. Новосибирск
ул. Октябрьская, 42, офис 120
E-mail: 89232388850@mail.ru